РЕКЛАМА

РЕКЛАМА
(advertising) - процесс и средства (пресса, кино, телевидение и т.д.), посредством которых доступность и качества предметов потребления, а также услуг доводятся до общественности. Основываясь на семиологии, Жан Бодрийар (1970) утверждал: "В современном обществе потребление влечет за собой "активное манипулирование знаком до такой степени, что знак и товар сливаются в одно целое".

В таком контексте сила рекламы стала одной из центральных проблем в современной социологии. В популярном социологическом опусе "Скрытые рекламодатели" (1957) Вейнс Паккард изобразил целый арсенал психологических и социологических методов рекламы, делающих их всемогущими. В 50-е гг. романист Дж. Б. Пристли внедрил термин "admass" для описания потребительской лихорадки, вызываемой массированной рекламой. По мнению Паккарда, реклама поддерживает потребление в целях решения персональных и политических проблем, создавая "лже-потребности", реализуемые в основном путем порочного массового потребления, пронизанного убеждением, что благополучие и покой души обеспечиваются за счет приобретения.

В противовес таким взглядам более традиционные подходы в исследовательских кругах часто строились на том, что на пути массовой коммуникации существуют барьеры (например, групповое мнение), действующие как "защитный экран" от какого-либо простого манипулирования (см. Двухступенчатый поток массовой информации). Феминистские теории рекламы приняли иную линию, делая чаще упор на сексизме - разновидности распространенного обращения к тендерным, эйджеистским и расистским стереотипам.

Другой аспект рекламы - воздействие на общее содержание вещания. В Великобритании Курран и др., комментируя дискуссию 1977 г. в Королевской комиссии по финансированию прессы, доказывали, что реклама организует содержание и структуру СМИ, функционируя в качестве системы патронажа, то есть обслуживая капиталистическое производство, нежели отражая ценности политической демократии. Рынки и группы населения, не привлекающие рекламодателей и промышленников (например, пожилые люди и люди, имеющие низкие доходы), вообще не принимаются во внимание средствами массовой информации. Интересно также, что некоторые рекламные агентства используют операционные категории, совпадающие с идеями; разрабатываемыми в академических кругах и связанными с концепцией постмодерна для описания современного западного общества. В соответствии с постмодернизмом понятие "класс " в меньшей мере применимо к современному опыту, чем стиль жизни  и потребление. При таком ракурсе реклама предстает не столько манипуляцией, сколько средством соблазна, а рекламные агентства все чаще отказываются от социально-экономических систем классификации, заменяя их понятиями "потребительский класс" и "группа образа жизни". См. также Культура массового потребления; Массовая культура.


Большой толковый социологический словарь.— М.: АСТ, Вече. . 1999.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "РЕКЛАМА" в других словарях:

  • РЕКЛАМА — величайшее искусство XX века. Маршалл Маклюэн Реклама двигатель торговли: сотня двигает, один торгует. Хенрик Ягодзиньский Реклама это средство заставить людей нуждаться в том, о чем они раньше не слыхали. Мартти Ларни Реклама это когда нам… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • реклама — См …   Словарь синонимов

  • реклама — ы, ж. reclame < reclamo кричу, выкрикиваю. 1. только ед. Мероприятия, имеющие целью широкое оповещение о чем л. для привлечения потребителей, покупателей. БАС 1. Реклама, в своем окончательном воплощении, распалась на две части, на собственно… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Реклама — (advertising) Средство распространения информации и убеждения людей. Реклама распространяется через прессу, телевидение, радиовещание, объявления и плакаты, а также через названия компаний на одежде. Реклама создает представление о продукте,… …   Словарь бизнес-терминов

  • Реклама — по законодательству РФ распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать… …   Финансовый словарь

  • РЕКЛАМА — (фр., от reclamer, лат. reclamare провозглашать, громко кричать). Маленькая статейка, помещенная в газете или журнале за плату и содержащая похвалу какого нибудь товара, промысла и т. п. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Реклама — (от лат. reclamare выкрикивать; англ. advertisement; фр. reclame) в РФ распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о гражданине или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена …   Энциклопедия права

  • РЕКЛАМА — РЕКЛАМА, рекламы, жен. (от лат. reclamo кричу, восклицаю). 1. только ед. Мероприятия, имеющие целью создать широкую известность чему нибудь, привлечь потребителей к чему нибудь. Торговая реклама. Капиталистические предприятия тратят огромные… …   Толковый словарь Ушакова

  • Реклама — хвалебная статья (объявленіе), средство восхвалять (дѣйствія, товары и пр.). Рекламировать. Ср. Каждый такой столбъ, какъ я, поваленный прокуроромъ, реклама (для него), да еще какая! А. А. Соколовъ. Тайна. 33. Ср. Читатель, конечно, помнитъ, какъ …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • реклама — Обезличенная оплачиваемая передача через средства массовой информации или иные коммуникационные каналы сведений о товарах, услугах или идеях, предлагаемых представляемыми спонсорами. Кортлэнд Л. Бове, Уильям Ф. Аренс, «Современная реклама»… …   Справочник технического переводчика

  • Реклама — По существу. реклама является попыткой изменить поведение потребителя. Исследования установили, что такое изменение более вероятно, когда рекламная информация содержит привлекательные образы наряду с элементами компетентности и авторитета.… …   Большая психологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»